Начало XX века сопровождалось динамичной застройкой Петербурга. Прокладывались новые улицы, расширялись и обновлялись старые. Городская управа выкупала частные земли под застройку общественных и государственных зданий. Среди многочисленных шедевров архитектурного искусства отдельное место занимает так называемый «Дом со шпилем», известен также как «Городской дом» на Вознесенском проспекте. Изначально в этом доме располагались всевозможные организации, ведомства, мастерские и магазины. Этот дом расположен по двум адресам: Садовая улица, 55-57 и Вознесенский проспект, 40-42. Дом возведён за два года с 1904 – 1906 г. по проекту архитектора А. Л. Лишневского. Хотя проектный конкурс выиграл совсем другой архитектор - А. И. Дмитриев. Дом по проекту Дмитриева имел высоту, выходящую за допустимую в Петербурге норму в 11 саженей, а ее уменьшение до установленной высоты привело бы к значительному переделыванию проекта. Так 31 мая 1904 года Городская дума постановила утвердить проект Лишневского, занявшего второе место в конкурсе.

О самом пропадаемом памятнике Петербурга мы уже писали в нашей статье Памятники и монументы – застывшее почтение Санкт-Петербурга, это, конечно же, «Чижик-пыжик». Маленькая бронзовая скульптура, установленная на набережной реки Фонтанки у 1го Инженерного моста, привлекает сотни тысяч туристов ежегодно. Люди бросают металлические деньги в памятник, образовывая на дне речки монетный настил. По легенде, нужно загадать желание и попасть монеткой в постамент, чтобы монетка обязательно осталась лежать на нём, тогда желание обязательно исполнится.

Звание города-музея и Культурной столицы не могло, не отразится на количестве каменных изваяний в Санкт-Петербурге. Это крупнейший центр не только русской, но и мировой культуры. В черте города находится 5830 памятников, 3590 из них – федерального значения. Камень призван увековечить имена деятелей, внесших вклад в развитие и процветание города и всей нашей Родины. Приезжающие в Петербург туристы заранее знают, что из музеев и памятников они желают увидеть. Вот список наиболее популярных памятников.

Помечтав под романтичную мелодику произведений Андрея Петрова, мы продолжаем наш маршрут по Каменноостровскому проспекту. Помимо достопримечательной архитектурной композиции из зданий XIX - XX веков, этот проспект ещё и выполняет важную магистральную функцию – соединяет центр города и Петроградский район с Приморским и Выборгским районами. А в конце 19 столетия по этой дороге выезжала императорская семья на свои прогулки по Каменному острову. Так и мы, двигаемся и созерцаем прелесть реализованных в камне замыслов. Привлекательный своими колоннами дом, по Каменноостровскому 26-28, построен по заказу Первого Российского страхового общества, архитекторами выступили три представителя российской художественной и архитектурной династии - Бенуа. Дворы с колонами формируют этакое открытое дворовое пространство. Меж корпусами здания можно насчитать что-то около десяти дворов. Несмотря на всеобщую любовь к стилю модерн во время строительства здания, заказчик предпочёл строгость классики в современном прочтении, неоклассицизм. Постепенно отдаляясь от Невы, мы достигаем площади Льва Толстого.

Нева делит Санкт-Петербург на два берега, это известно всем. Но не каждый смог лично прочувствовать различность ауры этих двух берегов. Атмосфера Петроградской стороны запечатлела в своих памятниках городской архитектуры присущее времени состояние имперского развития и культурного процветания. Петроградка, по праву, носит звание самого интересного района для пеших туристических прогулок. Улицы и проспекты этого берега украшают великолепные дома и постройки в стиле Неоклассицизм, Рококо, Модерн, Готика и другие.